Дуванская Виктория Викторовна
учитель
музыки


                        

                                  

Дуванская Виктория Викторовна

 

Казачий род Матвиенко

 
Повествование о Кубанском казачестве
 
Обряд "Последний сноп"
 
Сценарий к фестивалю "Была бы казачка - казак будет"

 

 Сценарий КВН

 
Сценарий на фестиваль "Край казачий - родная земля"
 
Сценарий проведения Новогодних колядок
 

Тематическая разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе музыкального кружка

 

Всекубанский классный час "Земная жизнь Пресвятой Богородицы"

 
 

 

 
 

 

 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
Фотоотчет    Курительные смеси СПАЙС

 

 

Эссе "Я - учитель"

Вся гордость учителя в учениках,
в росте посеянных им семян. 

Дмитрий Менделеев.

        Кто в детстве не играл "в школу"? Наверное, таких людей найдется немного. Мне в жизни очень повезло: я окончила школу, в которой работал замечательный педагогический коллектив. Каждый преподаватель был  по-своему неповторим. Я с нежностью и любовью до сих пор перебираю старые школьные фотографии: вот мы на пионерском сборе, а вот - на  "Сопке Героев", а здесь - дружно работаем на колхозном поле или собираем макулатуру...   И всегда рядом с нами они - наши Учителя! Наш пример для подражания!

        Поэтому вопрос о выборе профессии был решен с детства. Хотите - верьте, хотите -  нет, но ключевую роль в этом выборе сыграла и песня "Учитель" Л.Ошанина и А.Долуханяна:

Понимаешь, мама, я - учитель!
Видишь: я вхожу, бледнея, в класс.
Это мне решили поручить их-
Сорок душ и восемьдесят глаз.
Учитель, сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди меня.

      Так получилось и в жизни: после окончания музыкально-педагогического училища мне, девятнадцатилетней девчонке, доверили классное руководство в 8 классе. Это была проверка "на прочность" и профпригодность! С того времени  я уже 26 лет отдаю все свои знания и любовь моим ученикам.

     В своей практической деятельности применяю современные образовательные технологии, опыт педагогов - новаторов, собственный художественно - педагогический опыт.

       Среди множества технологий, вошедших в нашу жизнь, я выделяю  компьютерные и здоровье сберегающие технологии. Без мультимедийных презентаций урок теряет свою яркость, а упражнения по охране голоса, на уроках музыки просто необходимы. Во внеклассной работе я пропагандирую здоровый образ жизни. 

      Чтобы "шагать в ногу со временем", педагог должен постоянно повышать уровень своего образования, оттачивать свое мастерство. Поэтому в 1996 году  я окончила Адыгейский Государственный университет. Курсы, семинары, вебинары, фестивали, апробирование программы - все это ведет к повышению квалификации педагога. Я полностью согласна с высказыванием Адольфа Дистервега: "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания".

Я считаю, что сегодня учитель должен быть креативным, добрым, отзывчивым, внимательным к детям и компетентным в своей профессии. Когда мои ребята делятся со мной своими сокровенными тайнами, рассказывают о своих мечтах, я чувствую, что не зря потрачены годы, чтобы научить детей быть добрыми и справедливыми, уметь выбирать в жизни важное и нужное. Главное - чтобы каждый из них стал настоящим человеком, личностью.

     Я знаю не понаслышке: нелегкая профессия - учитель. Порой устаёшь от повседневных забот, накопившихся проблем. Но как только переступаешь порог школы, сразу забываешь про все свои невзгоды, болезни, семейные проблемы. Всё волшебным образом куда-то исчезает. Ведь меня ждут мои ребята и любимая работа!

      Я очень горжусь достижениями и победами своих воспитанников. Мы участвуем в различных конкурсах, научно-практических конференциях, в вокально-хоровых конкурсах и фестивалях, и мероприятиях казачьей направленности. А чтобы не отставать от своих воспитанников, я так же участвую в профессиональных конкурсах: "Приоритетный национальный проект "Образование", "Учитель года", Краевой фестиваль - конкурс "Гарна молодычка". За заслуги перед казачеством, сохранение семейных и христианских традиций награждена медалью "Святая Наталья", а так же Казачьим Крестом и нагрудным знаком.

      Возвращаясь к главной теме моего эссе "Я - учитель", на память приходят слова Льва Николаевича Толстого:

"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".

        Какой я учитель - решать моим воспитанникам. Ведь впереди ещё так много нового и неизведанного!

Свое повествование хотелось бы закончить стихами:

Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней:
Ведь каждый школьный миг отмечен
Неповторимостью своей.
В поступке, в слове, в строчке смелой
Всегда отрадно подмечать
Начало и судьбы, и дела
И одаренности печать.
Во имя радостных открытий
 Нам быть в походе до конца.
Нельзя иначе:
Я - учитель,
И мне доверены сердца.

      Спасибо автору этих строк! А всем коллегам я желаю удачи!

 

Сценарий на Атамань

(Конкурс "Гарнамолодычка"

(Звучат частушки).

1.Начинаем припевать первую начальную
Мы хотим представить вам молодычкугарную.
Ой-да, ой-да, ой-да-да, ой-да, ой-да, опа,
Мы хотим представить вам молодычкугарную.

2.На любимой Атамани, рады видеть мы друзей,
К нам приехали на праздник, гости с разных волостей.
Ой-да, ой-да, ой-да-да, ой-да, ой-да, опа,
К нам приехали на праздник, гости с разных волостей.

Молодычка - Добрыйдэнь вам, людыдобри!
Побажаю вам здоровя!
Мы гостям душевно ради,
Вы заходьтэ на подворье!

Наша семья нэвэлычка:
Тико вин, та вона,
Та Ярэма, та Хома
Та дви няньки в намысти,
Та двиляльки в колысти.

Казачка -Чи е в свитимолодыця,
Як нашадивкабилолыця?

Гарнописьнюзаспивае,,
И у полиробытныця.

Молодычка - Жатва поспила и сэрпызаострены,
Зерно вколоску - торопись жать полоску,
Зерно в колоску - не валяйся в холодку!

Пора, дивчата, жито жать!

(Берут серпы и с песней "Зэлэное жито" идут на поле).

Казак задает гостям вопросы:
1.Как называется хлеб из муки нового помола? (Новина)
2. Когда проходит "Праздник урожая" на Кубани? (Первая суббота августа)
3. Какие изделия из муки вы любите?

(Казачки возвращаются с поля)
Молодычка
- Ох, и слава Богу, что жито пожалы!
И в копны поклалы: на гумне стогамы,
В клети закромамы, а с печи пирогамы!

Казачка - А у нас пироги поспели, румяные да сдобные!
С любовью приготовленные!
Гостей угощаем и песню запеваем!
(Звучит песня из к/ф "Пока станица спит", гостей угощают пирогами.)

Составила руководитель хорового коллектива "Станичники" В.В.Дуванская

 

 

    

Описание передового педагогического опыта для внесения в районный банк данных

 

                  Тематическая разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе музыкального кружка "Цветик - семицветик" 

Тема занятия: Формирование вокальной позиции.
Цель занятия: Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детским голосовым аппаратом.
Задачи: 1. Научить детей правильно (диафрагмально) дышать.
              2. Петь с опорой на дыхание.
              3. Сохранить правильную осанку.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, музыкальный центр, CD-диски, фортепиано, детские  музыкальные инструменты.
Музыкальный материал: 1. С. Рахманинов "Итальянская полька".
                                           2. Н. Тананко "Первый раз в первый класс".
                                           3. Музыкальная сказка "Мужик, лиса и волк".
Видеоматериал:                "Вокализ", физминутка "Цыплята"

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, для того чтобы  правильно и красиво петь, чему нужно научиться в первую очередь?
Дети: Правильно дышать.
Учитель: Совершенно верно. А как называется правильное дыхание.
Дети: Диафрагмальное.
Учитель: Кто покажет, где находится диафрагма?

Дети показывают.
Учитель: А сейчас мы проверим, как работает наша диафрагма,
положим руки на живот и подышим часто-часто, как собачки. Пришла наша диафрагма в движение?
Дети: Да.
Учитель: Следующее упражнение "Шарик". Снова кладем ручки на живот, делая вдох, толкаем руки животом, (надуваем шарик) задерживаем дыхание и выполняем плавный выдох на звук "С"- шарик сдулся.
Учитель: А теперь представили в своих руках красивый ароматный цветок, вдыхаем через нос, выдыхаем на "О".
Учитель: Молодцы, все старались правильно делать упражнения! Ребята, представьте себе артиста, который вышел на сцену, о чем-то спел слушателям, а его никто толком и не понял. Как вы думаете, в чем тут дело?
Ответы детей (дикция, артикуляция).
Учитель: Правильно, давайте поработаем над нашей дикцией.
1. До-дудочка, ре-улыбка.
2. На дыхании пропеть гласные У-О-А-Э-И-Ы, затем как страшную сказку.

Учитель: А как поживают наши головные и грудные резонаторы? Готовы к работе? Давайте проверим.
Работа с верхним (головным) резонатором. Зевок с закрытым ртом. Вдох, выдох-стучим по крыльям носа, звук "М".
Работа с нижним (грудным) резонатором. При постукивании груди, должна чувствоваться вибрация. МММБА.

Учитель: Чтобы голос был звонкий, мы с вами пожужжим и позудим.
"Ж", "З" - длительно.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, что на гласные можно исполнять серьезные и очень красивые произведения? Сейчас мы это с вами увидим.
( Видеосюжет "Вокализ").
Учитель: Ребята, а кто знает, где у людей находится пульс? (Показывают).
А что мы можем назвать пульсом в музыке? (Ритм).
Учитель: Приготовьте свои ладошки, (деревянные ложки) сейчас будет звучать "Итальянская полька" С. Рахманинова, и мы с вами будем отбивать ритм этого произведения.
( Звучит музыка, дети работают).
Учитель: Молодцы! А теперь представим огромные часы на башне, настенные часы и маленькие ручные часики. Попробуем показать их ритм. Большие стучат - Бом - Бом, средние - Так - Так, маленькие - Тики - Тики.
Работают наши резонаторы и дикция. ( Дети выполняют упражнение по группам).
Учитель: Хорошо, каждая группа справилась с заданием. Мы разогрели свой голосовой аппарат, разбудили резонаторы, научились правильно брать дыхание, а теперь все чему вы научились, покажите при исполнении песни.
Обратите внимание на осанку, постановку ног и головы. И не забываем про эмоции!
(Звучит песня "Первый раз в первый класс").
(Вокально-хоровая работа)
Учитель: Спасибо, молодцы! А сейчас мы с вами разыграем музыкальную сказку, которая называется "Мужик, лиса и волк". Послушайте ее внимательно, определите характер и постарайтесь придумать тембральную окраску каждому герою:

Жил был мужик. Все было хорошо, да одно плохо - волк донимать стал.
Придет из леса, то овечку утащит, то теленочка задавит, то еще какую беду сделает.
Стал мужик изгородь от волка городить. А лиса тут как тут.
- Мужичок, что ты делаешь?
- Да вот изгородь горожу, от волка скотину хочу уберечь.
- А что ты мне дашь, если я  волка прогоню?
- Я тебе, лисичка-сестричка, крынку сметаны дам.
- Хорошо. Дай только мне звоночек и метелочку.
Дал мужик все, что лиса просила и сел дожидаться.
А лиса звонок к хвосту привязала, метелку в лапы взяла и побежала в лес.
Шум, звон в лесу подняла, бегает да поет:
- Бегу по борочку, бегу по лужочку.
- Несу указ царский, новый государский.

(На интерактивной доске высвечен нотный стан, на котором записана партия лисы.)

Бежит волк навстречу. Лиса ему говорит:
 - Эй, куманек, я новый царский указ несу!
- Какой такой указ?

- Указ, чтоб всех волков ловить да бить.
- Ой, кума, видно мне в соседний лес перебраться нужно, там царский указ не действует. Бывай, здорова, лисичка-сестричка!
Убежал волк, а лисичка, за помощь, получила свою сметану!
( Работа над характеристикой главных героев, разучивание партии лисы, обыгрывание сказки.)
Учитель: Спасибо, молодцы! А закончим мы наше занятие как всегда музыкально - ритмическими упражнениями.
(Под видеоролик дети выполняют упражнения).
Мы здоровый образ жизни на уроки призываем
Дышим мы диафрагмально и осанку развиваем!
Ритмомузыка, релакс и здоровья полон класс!

Учитель: Молодцы ребята, сегодня все активно работали. Весь класс получает в награду цветик-семицветик! (Каждому вручается цветок.)
Учитель:  Занятие окончено, всем спасибо, до свидания!

Разработала: учитель музыки высшей категории МБОУ СОШ№ 43 станицы Холмской Абинского района Краснодарского края В.В.Дуванская.

"Работа с учащимися классов казачьей направленности в урочное и внеурочное время"

Данный материал написан на основании исторических данных, собранных поисковыми отрядами Холмских школ, опроса респондентов об их творчестве и отношении к своей малой Родине- станице Холмской. Отражены исполнительские задачи, стоящие перед учащимися классов казачьей направленности.

  В приложении представлены разработки концертных выступлений хора "Станичники" Холмского казачьего общества, а также нотный материал композитора В.Копытова.

 

 

Эпиграф

На краю Руси обширной
вдоль кубанских берегов,
проживают дружно,
мирно поселенья казаков.

Живем в краю,
где песни льются
звонко с казачьей пляской,
где слава трудовая.

Кубань - родимая сторонка,
 станица Холмская,
моя любимая, родная.

 

С открытием в нашей школе классов казачьей направленности стал вопрос о формировании духовной культуры, творческих способностей, поднятии культурного уровня казачат. Эти задачи можно решить, используя многовековые музыкальные традиции кубанского казачества, основанные на хоровом пении. Так, в 2007 году был создан хоровой коллектив "Станичники", в который, поддерживая традиции преемственности, вошли и взрослые и дети. Первоначальной задачей коллектива была связь поколений, так как осмысление любви к родному краю, развитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину невозможно без глубокого познания своих истоков.

Коллектив разрабатывал и принимал участие в календарных праздниках (колядки, масленица, троица), а также во всех станичных и районных мероприятиях казачьей направленности.

В репертуар хора, наряду с песнями кубанских композиторов, вошли песни нашего земляка подъесаула Валентина Алексеевича Копытова, воспевающие нашу малую Родину, любовь казачки матери, уважение к воинам.

Хоровое пение- искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно является неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей  остается испытанным средством музыкального воспитания.

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества, поэтому в хоре "Станичники" занимаются 19 учащихся из классов казачье направленности от 9 до 16 лет.

В первый год обучения перед руководителем стоит основная задача - добиться звучания в унисон. Деление на первые и вторые голоса - условно. Расширять диапазон детского голоса помогают фонопедические упражнения В.Емельянова.

Комплекс упражнений по методике В.Соливона по охране голоса и здоровье сберегающим технологиям, применяю с учетом нагрузки и возраста учащихся. Упражнения помогают справиться с такими недостатками как осиплость и охриплость голоса.

Самым наглядным показателем работы коллектива является публичное выступление- концерт. Успех концерта зависит от многих причин, но едва ли не главной является его программа. Репертуар играет важную роль в музыкальном образовании и эстетическом воспитании его участников, в повышении вокально-хорового мастерства в развитии музыкального вкуса. Необходимо чтобы каждое произведение оставляло в душах исполнителей и слушателей добрый след. Важнейшая часть работы в классах казачьей направленности - это воспитание чувства патриотизма, гражданственности, любви к Родине, его прошлому и настоящему, к месту где ты родился и вырос.  Все эти качества отражены в творчестве Холмского композитора В.Копытова. песни которого составляют основу репертуара хора "Станичники".

Творческий путь В.А.Копытова начался с 1959 года, когда он был призван в ряды советской армии, где организовал художественную самодеятельность и одновременно начал сочинять песни. Демобилизовавшись, закончил Омское музыкальное училище.

В 1967 году с семьей переехал на Кубань и поступил в Адыгейский пединститут (заочно) одновременно работая в школах Краснодарского края. На уроках и концертах, ученики пели песни Копытова о школьной жизни, о родном крае.

Участвуя в возрождении церкви станицы Холмской, писал религиозные песни. Вступив к Кубанское казачье войско, композитор создает произведения казачьей направленности. Его "Гимн возрождения ККВ" стал гимном краснодарского кадетского корпуса имени атамана Бабыча.

В настоящее время В.Копытов пишет песни для хора "Станичники". Одна из песен раскрывает историю становления станицы Холмской.

Историческая справка

Весной 1863 года начались переселения казаков на Кубань, основную массу переселенцев составили казаки Азовского войска. Первая партия казаков  семьями под началом есаула Д.Подгурского прибыла в Хабльский лагерь 28 мая 1863 года, где уже формировался Абинский полк под командованием полковника Фролова.

1 июня 1863 года казаки ступили на берег Хабля и в тот же день стали размещаться внутри станичного окопа на размеченных участках. Так как станица Хабльская сразу стала центром (в ней располагался штаб Абинского полка) то и строительство ее шло довольно быстро. В 1875 году станица Хабльская была переименована в станицу Холмскую, где было 330 дворов, 2122 жителя, церковь, магазин, три лавки, пять кузниц, три мельницы, 1 учитель и 37 учеников.

В настоящее время в станице проживает 18 тысяч человек. Люди разных возрастов, квалификаций, мышлений, интересов, но есть нечто общее что их объединяет- это любовь к своей Родине.

Моя Кубань, моя станица,
Родимый дом здесь казаков.
Поля и степи земляничные,
Я защитить всегда готов.
Моя Кубань, ты стала краше,
Станица Холмская моя.
В тебе любовь и счастье наше,
Всю жизнь горжусь тобою я.

                                                                                В.М.Мазурин. станица Холмская

В станице Холмской три действующих хора: "Красная вишня" (30 лет), "Журавушка" (5 лет), и самый молодой хор "Станичники" (1 год).

И пусть в них, плечом к плечу, поют разные песни молодые и старики, но всех роднит любовь к творчеству, к народной песне и к своей станице.

 

Сценарий

Дня Матери

Как сказал Амар Хаям:
Есть святое слово Мать.
Праздник, посвященный мамам,
Я и буду открывать.

 

   Добрый день! Мы в этот добрый день рады приветствовать всех собравшихся в этом зале!

   Звучит песня "Добрый день"

   Смолянкина Валентина прочтет стихи, которые написала сама. Давайте поддержим ее бурными аплодисментами!

   Маме.

Мама, твой светлый взгляд дарит веру.
Мама, нет твоих рук нежней.
Не знает никто любви твоей меру.
Мамой на и свете быть всего сложней.
Спасибо тебе за добро, что даришь.
Спасибо за верность, что свято хранишь.
Я знаю, надежду мою не обманешь.
Я знаю, горой за меня постоишь.

   Милая мама.

Милая мама, ты так прекрасна!
Светишь как солнышко в небе ты ясном!
Ночью дорогу во тьме мне покажешь,
Много слов ты приятных мне скажешь.
Ты мне всего на свете дороже,
Ты меня любишь!
И я тебя тоже!
 

   Постановлением правительства несколько лет назад в ноябре был утвержден праздник "День Матери" и "День Матери - казачки". И сегодня мы чествуем наших мам и бабушек - самых нежных, дорогих и любимых!

Русская женщина, женщина-казачка,
Ты жила, растила нас,
Смела вела в бой.
С верою великой -
За казачье братство.
Знамя той победы
Мы несли с тобой!

   Вас поздравляет хор "Станичники" Холмского казачьего общества. Руководитель - Дуванская В. В.

    На нашем празднике присутствуют мамы и бабушки, которые вместе со своими детьми ступенька за ступенькой переходят из класса в класс.

 А на сцене самые маленькие артисты - первоклассники.

   Песня "К нам гости пришли"

   Порой мы бываем невнимательны к родителям и это их огорчает. Нужно быть заботливыми сыновьями и дочерьми. Это так прекрасено, когда дети и родители вместе.

 Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети?

    На сцене вокальная группа 5 класса

   Песенка Мамонтенка

 

   Дети после песни стоят с шарами

 

Девочки и мальчики,
Давайте вместе с нами:
Спасибо скажем бабушке!
Спасибо скажем маме!

   (Все: Спасибо! Дарят шары)

Нет прекрасней женщины на свете,
Той, что просто русскою зовут.
Улыбнется - солнышко осветит!
Запоет, все птицы тут как тут!

    Кристина Клишова "Если в сердце любовь"

 Бабушка, ведь это мама  .
Сколько в ней любви и ласки.
Помнит множество стихов,
Слушать бабушкины сказки
Можно хоть до петухов.

   А вот и Красная шапочка со своей песенкой. Встречаем!

 

 Ноябрь - осенний месяц по-своему прекрасный. И в этом месяце у нас есть мамы и бабушки - именинницы. Привстаньте, пожалуйста. Поздравляем (аплодисменты).

   И для вас наш музыкальный подарок.

   Дуванская Виктория Викторовна с песней "Мамин день рожденья"

 Женщины России, где берете силы вы?
Женщины России, вы всегда красивы.
Сколько в вашем сердце веры и любви,
С вами все осилим, милые мои!

    Специально  для вас наш подарок - зажигательный танец.

 Занялась зорька над родной Кубанью,
Ветерок прохладой потянул с реки.
Ехали проселком розовую ранью.
Молодые - удалые казаки.


На сцене хор "Казачата" с песней "Кубанские казачки"

 Милые, хорошие, дорогие,
Бесконечно нежные, родные.
Поздравляем вас с Днем Матери!
Пусть в этот день вам все улыбается и дарят радость и цветы.
И пусть всегда идут по жизни с вами Любовь, Здоровье, Счастье и Мечты! С праздником! ( аплодисменты).

 А Кубань прекрасна, как невеста.
А любовь, как яблоня цветет!
Запевай, Кубань родная, песню,
И с тобой Россия запоет!

   Хор станичники "Распрягайте"

 

До новых встреч!

До свиданья!